Кому нужны программируемые контроллеры для мотор колёс?

17.06.2014
 
 
Все мы были детьми  и большинству из нас, родители хоть раз, - да покупали,  набор деталей, из которого можно склеить самолёт или корабль определённой модели. Самый простой пример подобного конструктора: «Киндер сюрприз», - набор деталей внутри шоколадного яйца. Из него можно собрать маленькую машинку, зверушку, либо какую-нибудь головоломку.
     Когда я слышу о программируемых контроллерах для мотор колёс , у меня всегда возникают  ассоциации с конструктором,  предназначенным для сборки одной модели игрушки, причём по более дорогой цене, чем стоит такая же игрушка, но уже собранная.  Почему, - вы поймёте, дочитав эту статью до конца.
      Все контроллеры для мотор колёс,  программируются. Делается это на заводе-изготовителе, после их сборки. В память каждого контроллера «зашивается» минимальное рабочее напряжение, при достижении которого контроллер отключает аккумуляторную батарею, для исключения её полного разряда и выхода из строя. Также программируется максимальный ток каждой фазы питания, поступающей на мотор колесо, режим рекуперации. Если нужно, организуются виртуальные передачи, ограничение скорости, задний ход;  вводятся функции круиз-контроля, электронной блокировки мотор колеса, настраивается порядок работы системы PAS. 
    Перепрограммировать такой контроллер в домашних условиях уже не получится, да и зачем это делать? Контроллер подбирается под конкретное мотор колесо и аккумулятор, которые нет нужды менять в процессе эксплуатации, а значит и параметры контроллера,  останутся такими же неизменными всё время.
    Продавцы, рекламирующие программируемые контроллеры превозносят их универсальность и тот факт, что они могут работать в широком диапазоне напряжений. Это было бы замечательно, если бы продажная цена программируемых контроллеров не была бы дороже в 2.5-3 раза (!) моделей контроллеров  с прошивками, выполненными на заводе.
    Я уже упомянул, что в процессе эксплуатации мало кто меняет мотор колесо и аккумуляторы. Но даже если у Вас возникло такое намерение,  давайте рассмотрим экономику процесса апгрейда электровелосипеда,   с  установкой более мощного мотор колеса.
    Предположим, Вы купили мотор колесо 36 вольт 600 ватт и контроллер Volta bikes серии «Элит», с максимальным током 28 ампер, в котором уже есть все функции, рекламируемые в программируемом контроллере: три виртуальные передачи, круиз контроль, ограничение скорости, рекуперация и т.д. Цена этого контроллера 351 грн.  
     Другой человек, которого «специалисты» по продаже программируемых контроллеров развели на своё чудо техники, приобрёл  примерно за 1000 - 1100 грн. программируемый контроллер с максимальным током 25 Ампер (на 20% меньше, чем у контроллера Volta bikes 36v/600w серии «элит»). Если из этой цены вычесть стоимость ручки газа и переключателя, которыми он комплектуется, то цена самого контроллера составит  900 - 1000 грн., что почти в три раза выше цены контроллера, с точно такими же функциями, но запрограммированного на заводе.
 Может быть, программируемый контроллер обладает какими-то  чудо-свойствами? – Нет, у него всё то же, что и у других контроллеров: принцип работы, КПД и даже сервисные функции, если они, конечно,  в них предусмотрены. За что же тогда берутся деньги? – А ни за что, - за право «склеить кораблик», в смысле, - запрограммировать контроллер, - даже не самому, а с помощью специально обученного человека  (возможно, за отдельные деньги). Ах  да,  я же забыл, что в процессе эксплуатации,  мы решили поменять мотор колесо на более мощное, - например 48 вольт 1000 ватт.
 «Наш» покупатель, приобретавший мотор колесо, аккумулятор и контроллер, для этого должен поменять контроллер и аккумулятор, так как ни один из компонентов  не подойдёт для нового мотор колеса 48 вольт 1000 ватт. 
    «Не наш» покупатель в этом случае, как будто,  может оставить себе старый контроллер, перепрограммировав его на более высокое напряжение.
    «Наш» покупатель должен купить себе новый контроллер Volta bikes 48v1000w, серии «элит», аж за 406 грн. (все цены указаны на момент написания статьи). Итого, оба контроллера Volta bikes обойдутся клиенту в 757 грн., что почти на 30% дешевле одного единственного программируемого контролера, у которого  максимальный ток – всего 25 ампер, против 28 ампер у контроллера Volta «элит» на 36 вольт, 600 ватт  и пятидесяти  ампер – у контроллера Volta «элит» 48 вольт 1000 ватт.
    Контроллера с максимальным током  25 ампер,  для  мотор колеса  48 вольт 1000 ватт, явно недостаточно и при работе с полной нагрузкой он рано или поздно, перегорит. Получается, что перепрограммировать этот «универсальный контроллер» для работы с более мощным мотор колесом нет смысла, -  по причине его маломощности. А значит… нужно купить более мощный универсальный контроллер с максимальным током 40-50  Ампер. Это  позволит нормально использовать мотор колесо мощностью 1 киловатт. Правда заплатить за новое чудо техники придётся по новому, выложив  около 1300-1400 грн. Конечно старые контроллеры – и вольтовский и «не вольтовский», программируемый, теоретически, можно продать. Но потери и на перепродаже б/у программируемого контроллера, заведомо будут выше.
     Хорошо, предположим,  «не наш» клиент сразу приобрёл  более мощный  программируемый контроллер  с  током 40 ампер, а не вольтовский, с током 50 ампер, который стоит в три раза дешевле. Может быть программируемый контроллер, купленный по тройной цене, запрограммируют каким-то особым образом? Нет, при его программировании:
- установят одно и то же значение минимального напряжения аккумулятора, которое и так устанавливается на заводе во все контроллеры;
- установят максимально  возможный ток для каждой фазы, допустимый  для этого контроллера, который точно так же зашивают в обычные контроллеры;
- установят три виртуальные передачи, которые тоже есть в контроллерах серии «элит» Вольта байкс;
- установят функцию круиз контроля, которая уже есть в контроллерах серии «элит» Вольта байкс;
- настроят систему PAS, которую все заводы  и так настраивают по одним и тем же алгоритмам;
    Что же может изменить специалист  в  программируемом контроллере, по сравнению с контроллерами Volta bikes серии «элит»? – Реально он может изменить только напряжение питания, о чём мы уже упомянули выше. Но даже два более мощных контроллера Volta bikes, купленных для замены мотор колеса на более мощное с более высоким напряжением, оказываются намного дешевле одного, более слабого программируемого контроллера.
    В чём же тогда выгода  приобретения программируемого контроллера для покупателя? - А кто сказал, что она есть?  Здесь присутствует только две серьёзных выгоды для продавца:
    Первая: ему не нужно завозить контроллеры с разным рабочим напряжением, - достаточно одной универсальной модели, которую можно запрограммировать и так и этак. Значит, - уменьшается ассортимент компонентов  на складе и сумма замороженных в товаре денег.
    Вторая и главная: наценка на такие контроллеры сейчас  – просто сказочная, торговцы наркотиками могут позавидовать!  Себестоимость программируемых и непрограммируемых  (вернее, уже запрограммированных на заводе) контроллеров одной и той же мощности, практически ОДИНАКОВАЯ. Они отличаются только типом процессора и некоторыми другими деталями и от этого их отпускная цена на заводе может вырасти на 5 – 10%.
   Вот и получается:  игра  в конструктор,  для сборки одной модели,   купленный взрослыми дядями, за  баснословные деньги. А почему же одной? Ведь можно запрограммировать меньшую скорость, меньшую мощность. Можно. Но скажите, зачем? Все контроллеры, ВСЕГДА прошивают по максимуму, иначе не будет использован их потенциал. Вы видели, чтобы кто-то на  BMW с максималкой 250 км/час самостоятельно ограничивал скорость до 120 км/час? Я – нет !
    А если нужно ограничение скорости в контроллере, - так оно уже есть в виде трёх скоростей у серии Volta «Элит». Заблокируйте две высшие передачи и получите тот же результат, но в три раза дешевле!
    Почему же мы  тогда сами не продаём программируемые контроллеры?  Я знаю, в этом месте некоторые наши коллеги будут смеяться, – но, тем не менее, скажу: просто потому, что владельцу электровелосипеда, это ничего не даёт, а мы  уважаем наших клиентов и не считаем их лохами, с которых нужно «сбить бабки».
… А может я чего-то не понимаю?  С огромным интересом выслушаю  доводы сторонников программируемых   контроллеров,  если конечно их кто-то их пришлёт и в этом случае,   обещаю  обязательно разместить их на сайте.
   Кстати, к сведению любителей универсальных контроллеров:  вообще-то, у нас они тоже есть! Универсальные ремонтные контроллеры Volta bikes, безо всякого программирования, можно использовать с мотор колёсами и аккумуляторами как на 36, так и на 48 вольт. Стоят они практически так же, как контроллеры серии «элит» аналогичной мощности. Разница только в том, что  КПД мотор колёс, оборудованных ремонтными контроллерами, на пару процентов ниже, но зато их не волнует наличие и работоспособность датчиков холла.
                                                                                          Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
                                                                                          Фото ТМ Volta bikes

Теги: контроллер для велосипеда Донецк, контроллер Донецк, контроллер цена Донецк, контроллер купить Донецк, контроллер купить в Украине Донецк, универсальные контроллеры Донецк