Шанхай Маглев – поезд на магнитной подушке
08.08.2014
Рассказывая об электротранспорте в Китае, нельзя не упомянуть о новейшем его виде – поезде на магнитной подушке. Shanghai Maglev Train соединяет международный аэропорт Пудун и станцию метро Лонг Янг роад (2 линия Шанхайского метро). Расстояние в 30 километров поезд пролетает за 7 минут 20 секунд. Пролетает в прямом смысле слова, потому, что состав удерживается над монорельсом с помощью магнитной левитации.
В разных странах и ранее предпринимались попытки эксплуатации поездов на магнитной подушке: в Германии и Англии – с 1984 года. В Советском Союзе, строительство подобной линии началось в Армении, в 1987 году, но так и не было завершено. Уже в 21 веке, своими поездами на магнитной подушке обзавелась Япония и Южная Корея. Но Шанхайский маглев отличается от всех перечисленных проектов тем, что он стал первой в мире успешной коммерческой линией подобного транспорта. Правда, заслуга китайцев – только в принятии решения о строительстве этого объекта, его последующего финансирования в сумме 1 миллиард 200 миллионов долларов США и дальнейшей эксплуатации. А генподрядчиком строительства выступила немецкая фирма Transrapid , являющаяся дочерним предприятием всемирно известных гигантов Siemens AG и Thyssen Krupp.
Но это не умаляет заслуг китайцев, ставших хозяевами первой коммерческой линии поезда на магнитной подушке, эксплуатация которой началась 1 января 2004 года, а скорее говорит об их дальновидности. Поезд, приподнимаемый электромагнитами над колеёй и разгоняемый линейными электродвигателями до 431 км в час, вызывает ощущения полёта даже не на самолёте, - потому что любой самолёт потряхивает и порой, весьма ощутимо, а полёта во сне, который бывает только в детстве, - настолько плавно и быстро поезд набирает ход. Вода в стаканчике, поставленном на откидной столик во время движения – даже не шелохнётся.
Когда едешь в поезде, скорость ощущается только по мельканию ландшафта за окном. А вот если перемещаешься в автомобиле по шоссе, которое идёт параллельно эстакаде, по которой проносятся поезда, то не успеваешь не то что сфотографировать состав, - сложно даже сосчитать вагоны. Продуманные интерьеры, вежливые стюардессы в форме и удобные кресла, тоже напоминают самолёт, а не поезд. А он действительно может составить конкуренцию гражданской авиации по скорости перемещения на расстояния до тысячи километров, при этом потребляя энергии в пересчёте на одного пассажира, - 5 раз меньше, чем самолёт и в 3 раза меньше, чем автомобиль. Стоимость поездки на шанхайском маглеве в один конец составляет 50 юаней, а для пассажиров аэропорта – 40.
Почему же тогда не заменить все наземные поезда маглевом? Проблема в высокой стоимости строительства, которое сопоставимо по цене с прокладкой линий метро и предъявляет высокие требования к качеству трассы и отсутствию каких либо помех на пути. При строительстве шанхайского маглева, большая часть пути которого проходит по болотистой местности, глубина бетонного основания в некоторых местах достигает 85 метров! Тем не менее, китайцы запланировали продлить маршрут поезда на магнитной подушке вначале до транспортного узла Хунцяо в Шанхае, а затем и до столицы провинции Цзечзян – города Ханжоу.
Общая длина маршрута должна составить 175 км, но после начала строительства главным конкурентом проекта стали скоростные поезда, сеть которых планомерно покрывает всю страну. И хотя решение о прекращении дальнейшего строительства маглева, не озвучивалось, запуск второй очереди перенесён на 2014 год. В следующей статье мы и расскажем о главном конкуренте не только шанхайского маглева, но и внутренней авиации в Китае – сети скоростных железных дорог.
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Шанхай, 2012 год.
фото взято с сайта fishki.net
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав