Электровелосипеды в сфере обслуживания Китая. Часть 1.
07.08.2014
В Крыму, Одессе, да и на других курортах Украины уже можно встретить 3-х колёсные электровелосипеды для перевозки отдыхающих. Такой транспорт бесшумный, не загрязняет окружающую среду и создаёт дополнительные удобства для туристов. Пока у нас это единственный вид использования трёхколёсных электровелосипедов в коммерческих целях. Ещё на оптовом рынке «7 километр» в Одессе, иногда можно встретить грузовой электровелосипед, подвозящий товар к автобусу или складу.
В Китае, – центре мировой велоиндустрии, способов использования электровелосипедов в малом бизнесе придумано великое множество. О чем говорить, если даже дворники здесь имеют служебные трёхколёсные электровелосипеды с баками для мусора, в которые сразу загружают всё, что подмели и подобрали на своей территории (кстати, почему бы и нашим так не сделать?).
пекинский дворник, каждую соринку поднимает специальными щипцами, не слезая с седла велосипеда
уборщик с электроскутером
Но наиболее массово, электровелосипеды здесь используют в четырёх видах бизнеса: подвоз пассажиров, курьерская доставка, перевозка мелких партий груза и торговля прямо «с колёс».
С велорикшами – всё понятно: это трёхколёсный электровелосипед с тентом и сидячими местами для 2-4 пассажиров, не считая водителя. Электровелорикши в Китае хорошо дополняют такси в час пик, а также обслуживают самые оживлённые районы городов.
Для курьерской доставки чаще используются двухколёсные модели электровелосипедов. Целые парки таких веломашин имеют многие транспортные компании, а также пиццерии и рестораны быстрого обслуживания. На багажниках специальных моделей электровелосипедов, используемых курьерами, обычно размещены вместительные пластиковые боксы, в которых и перевозятся грузы небольшого обьёма и веса: например документы, или пицца и, разумеется, на внешней стороне бокса, размещена реклама компании. Например, на улицах разных городов часто можно встретить курьеров американской сети быстрого питания «KFC», которые обязательно одеты в униформу и велошлем.
Такой вид транспорта в пределах одного района города почти не отстаёт по скорости от автомобильной доставки, но обходится гораздо дешевле, - затраты идут практически только на зарплату курьера.
даже международные транспортные компании (ЕМС) не считают зазорным пользоваться электроскутерами в таком огромном городе, как Пекин.
На тему перевозки мелких партий груза электроскутерами и электромотоциклами, у нас есть отдельная статья, поэтому повторяться не будем, а вот о торговле в Китае прямо с электровелосипедов, - расскажем.
типичный промтоварный рынок в Китае
Основная торговля продуктами и мелким ширпотребом в Китае начинается вечером, начиная примерно с 17 часов (после окончания работы на производстве) и продолжается до 23 часов. Это не рыночная, а уличная торговля, потому что все рынки в Китае давно размещены в респектабельных многоэтажных торговых центрах. А рынков, в таком виде, как они выглядят в Украине и России, здесь давно не существует. Но дух уличной торговли здесь не умер. Да, она отступила, спряталась в сумерки, но не исчезла окончательно. Так как уличная торговля здесь выносная, вернее выездная, - будок на улицах и остановках общественного транспорта (мы их громко называем торговыми павильонами) – здесь просто нет. Но уличной торговле по вечерам здесь никто не препятствует. Не уверен, что все продавцы платят при этом какие-либо налоги, но гоняет полиция таких стихийных торговцев только в районе вокзалов и других общественных мест, где торговля запрещена, но большие людские потоки привлекают мелкий нелегальный бизнес.
продавцы воздушных змеев
И вот каждый день, после 5 часов вечера, на свои постоянные точки на тротуарах, съезжается самый любимый транспорт китайцев для малого бизнеса – трёхколёсные электровелосипеды, электроскутера и электромотоциклы. На многих из них товар уже разложен и они спокойно могут проехать несколько кварталов с открытой грузовой платформой, с опущенными бортами, на которой выложены, например, тропические фрукты: апельсины, гуавы, рамбутаны, манго, лонганы, черимойя, дурианы, карамболь и мангостины. Над каждым кузовом обязательно закреплена лампочка «экономка», питающаяся от аккумулятора, - для рекламы и лучшего обозрения товара покупателями в вечернее время.
передвижной магазин овощи-фрукты
Самые вкусные бананы и мандарины, собранные спелыми, на пике их вкусовых качеств, можно купить здесь. Но и обвесить, или подсунуть некачественный товар, здесь тоже могут без зазрения совести, особенно, если вы «лаовай» - иностранец.
Продолжение, пожалуйста, читайте в следующей части.
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»
Пекин – Шанхай – Гуанжоу, 2012 г.
фото автора.
* Перепечатка без ссылки на сайт www.e-bike.com.ua запрещена и преследуется по Закону о защите авторских прав