Городские электромобили из Китая. часть 1
01.09.2014
модель электромобиля с оригинальным дизайном на любителя
Большинство увиденных мной в Китае электромобилей – опытные образцы. Честно говоря, на улицах, в повседневной эксплуатации, их пока немного. Интересно, почему? То ли «мессия» прибыл слишком рано, то ли он (в смысле электромобиль) до этого звания ещё не дотягивает?
В Китае сложился свой рынок автомобилей, кстати, - крупнейший в мире по объёмам продаж. В прошлом году, по этому показателю, он уже обогнал США, что неудивительно при населениии в 1 миллиард 300 миллионов. Разумеется, в этой стране представлены все уважающие себя автобренды. Предпочтения китайцев в сфере автотранспорта во многом похожи на украинские: та же любовь к седанам класса «С» и «Д», так же как и у нас, в стране мало легковушек с дизелем и практически нет универсалов. Основное отличие от Украины – в гораздо меньшем количестве «джипов», но может это потому, что дороги здесь почти везде – идеальные.
Но конструкции электромобилей в корне отличаются от своих бензиновых собратьев . С обычными автомобилями их объединяет только внешняя схожесть кузовов, да 4 колеса. Очевидно, что наиболее востребованными среди электромобилей, являются небольшие городские машинки, классов «А» и «В». Большинство электромобилей в Китае выпускается (или планируется выпускать), на новых предприятиях, чаше всего не производящих моделей с бензиновыми двигателями. Хотя, казалось бы, это родственные производства, ведь выпускают же в Европе «Ford focus electric» на базе бензиновой модели, и электрическую модификацию «Renault kangoo» с электрической начинкой, но в Китае рассуждают по-другому и похоже в этом правы.
электромобиль с интересным дизайном
Традиционные модели машин с двигателем внутреннего сгорания, в качестве донора для электромобиля слишком тяжелы, а это вызовет перерасход энергии, малое количество которой, в аккумуляторах любого электромобиля, и есть та ахиллесова пята, которая мешает сделать этот транспорт конкурентноспособным. Кроме того, вес батарей и так составляет около половины общей массы электромобиля. Значит, - кузов нужно облегчить.
электрогольфкары разной пассажировместимости удобный транспорт для закрытых территорий
такие электромобили из Китая эксплуатируются во многих странах
Достигается это двумя путями: уменьшением геометрических размеров машины или применением лёгких материалов, таких как алюминий и всевозможные пластики. Сделать лёгкий и одновременно недорогой кузов из алюминия, задача невыполнимая даже для концерна Audi, который широко применяет этот металл в изготовлении кузовов уже десятки лет. Но для массовых недорогих моделей, из-за высокой цены алюминия, такое решение неприемлемо. Значит, остаются мини-модели, или пластик.
двухместный и очень компактный электрогольфкар
рабочее место водителя
Именно по этим принципам сделаны практически все электромобили китайского производства. Для изготовления подрамника - используется металл, а вся наружная обшивка – пластик. Но большая часть кузовов электромобилей, всё – таки сделаны из стали, просто размеры - миниатюрные.
этот электромобильчик скорее похож на игрушку
Наружные размеры кузовов большинства моделей электромобилей, как мы уже сказали, - укладываются в габариты классов «А» и «В». Ограничения по длине, ширине и высоте электромобилей, - задают дизайн кузовов практически только одним типом: хетчбек. Пассажировместимость у таких машинок, - чаще всего 4 человека, хотя встречаются 3-х и 2-х местные экипажи.
Спереди кузов похож на Чери Кимо, но начинка - электрическая
сбоку - впечаление от дизайна портится. Сделать гармоничный дизайн для маленькой машинки - задача не из лёгких
Теперь об устройстве и технических характеристиках: большинство электромобилей в габаритах класса А, оснащено электродвигателем мощностью 4-5 квт, позволяющим развивать максимальную скорость не более 60 км/час, - такой себе 4-х колёсный электроскутер с кабиной. В трансмиссии используются коробки передач, хотя этот узел, - при более мощных электромоторах, не применяется. В кабине, в этом случае расположено подобие селектора автоматической коробки передач, самые простые варианты которой имеют два режима: вперёд и назад. Только одна из увиденных мной моделей была собрана с применением 4 редукторных мотор колёс, мощностью по 1 киловатту - каждое. Снаряжённый вес таких моделей, укомплектованными свинцово-кислотными аккумуляторами ёмкостью 120-160 ампер часов, при рабочем напряжении 72 – 96 вольт составляет в среднем 850 кг, хотя в наименее мощных моделях используется напряжение 60 вольт и даже 48 вольт.
аккумуляторы электрогольфкаров расположены под сиденьями
В габаритах класса В в основном применяются двигатели мощностью 7-10 киловатт, которые обеспечивают более высокую скорость – до 100 км/час. Автоматические трансмиссии также чередуются с ручными кпп. Снаряжённый вес таких моделей, учитывая увеличенные размеры и более мощные аккумуляторы ёмкостью 150 – 220 ампер часов, доходит до тонны.
Использование свинцово-кислотных аккумуляторов в качестве базовых не случайно, - ведь при замене их на литий ионные, аналогичной ёмкости, цена машины может вырасти почти в 2 раза.
часть аккумуляторов размещается под капотом
под капотом видны аккумуляторы и зарядное устройство
Какие возможности дают владельцам эти компактные городские машинки, за исключением низкой себестоимости поездок, которая в 6-7 раз ниже, чем у моделей с бензиновыми двигателями?
Разумеется, больше всего интересует расстояние пробега. Практически для всех моделей, предлагаемых на рынке, оно заявлено в пределах 120 – 160 км, хотя у некоторых экземпляров в технических характеристиках записано даже 200 км. Конечно, по старой традиции автопроизводителей всех стран, эти показатели даны для идеальных условий и в реальной жизни от них нужно отнять процентов 25 – 30. Но и это уже кое-что.
модель явно рассчитана на эксплуатацию в местах отдыха
В качестве опций к электромобильчикам можно заказать не только литий-ионные аккумуляторы и более мощные электромоторы , но и практически всё, чем богат современный автопром: подушки безопасности и кондиционеры, люки и спойлера, да хоть позолоту, - были бы деньги. Однако следует учитывать, что многие опции не только утяжеляют машину, но тянут из аккумуляторов энергию, а значит, - уменьшают расстояние пробега.
Теперь самый интересный вопрос – о цене. На внутреннем китайском рынке старые «бюджетные» модели электромобилей , построенные на базе кузова, скопированного с Дэу Матиз, укомплектованных 4-х киловатными движками стоят около 7- 8 тысяч долларов, а более свежие и продвинутые в техническом плане модели - уже 9 – 12 тысяч долларов. На рынке Украины подобные модели, с учётом доставки и растаможки, могут стоить на 20 – 30 процентов дороже. Кстати, одна из подобных моделей электромобилей уже продаётся в Украине с прошлого года. Правда, говорить об ажиотажном спросе на неё, пока не приходится. Но всему своё время.
Allyur, специально для ТМ «Volta bikes»,
Пекин – Шанхай – Гуанжоу, 2012 г.
Фото автора.