Городские электромобили из Китая. часть 1

01.09.2014
модель электромобиля с оригинальным дизайном на любителя

модель электромобиля с оригинальным дизайном на любителя

  Большинство  увиденных  мной в Китае электромобилей – опытные образцы. Честно говоря, на улицах, в повседневной эксплуатации, их пока немного. Интересно, почему? То ли «мессия»  прибыл слишком рано, то ли он (в смысле электромобиль)  до этого звания ещё не дотягивает?

   В  Китае сложился свой рынок автомобилей, кстати, -  крупнейший в мире  по объёмам продаж. В прошлом году, по этому показателю, он уже обогнал США, что неудивительно при населениии в 1 миллиард 300 миллионов.  Разумеется, в этой стране представлены все уважающие себя автобренды. Предпочтения  китайцев  в сфере автотранспорта во многом похожи на украинские: та же любовь к седанам класса «С» и «Д», так же как и у нас, в стране мало легковушек с дизелем и практически нет  универсалов. Основное отличие от Украины – в гораздо меньшем количестве «джипов», но  может это потому, что дороги здесь почти везде – идеальные.
 
   Но конструкции  электромобилей в корне отличаются от своих бензиновых собратьев . С обычными автомобилями их объединяет только внешняя  схожесть кузовов,  да 4 колеса. Очевидно, что наиболее востребованными  среди  электромобилей, являются небольшие городские машинки, классов «А» и «В». Большинство электромобилей в Китае выпускается (или планируется выпускать), на новых предприятиях, чаше всего не производящих моделей с бензиновыми двигателями. Хотя, казалось бы, это родственные производства, ведь выпускают же в Европе «Ford focus electric»  на базе бензиновой модели, и электрическую модификацию «Renault kangoo» с электрической начинкой, но в Китае рассуждают по-другому и похоже в этом правы.

 
 электромобиль с интересным дизайном
электромобиль с интересным дизайном
   Традиционные  модели машин  с двигателем внутреннего сгорания, в качестве донора для электромобиля слишком тяжелы, а это вызовет  перерасход энергии, малое количество которой, в аккумуляторах любого  электромобиля,  и есть та ахиллесова пята, которая мешает сделать этот транспорт конкурентноспособным.  Кроме того, вес батарей  и так составляет около половины общей массы электромобиля. Значит, -  кузов нужно облегчить.
 электрогольфкары разной пассажировместимости удобный транспорт для закрытых территорий
электрогольфкары разной пассажировместимости удобный транспорт для закрытых территорий

 
такие электромобили из Китая эксплуатируются во многих странах
такие электромобили из Китая эксплуатируются во многих странах

 
   Достигается это двумя путями: уменьшением геометрических размеров машины или применением  лёгких материалов, таких как алюминий и всевозможные пластики. Сделать лёгкий и одновременно недорогой кузов из алюминия, задача невыполнимая даже для концерна Audi, который широко применяет этот металл в изготовлении кузовов  уже десятки лет. Но для массовых недорогих моделей, из-за высокой цены алюминия, такое решение неприемлемо. Значит,   остаются мини-модели, или пластик.
двухместный и очень компактный электрогольфкар
двухместный и очень компактный электрогольфкар
рабочее место водителя
рабочее место водителя

 
   Именно по этим принципам  сделаны практически все  электромобили китайского производства.  Для изготовления подрамника  -  используется металл, а вся наружная обшивка – пластик. Но большая часть кузовов электромобилей,   всё – таки сделаны из стали, просто размеры - миниатюрные.
этот электромобильчик скорее похож на игрушку
этот электромобильчик скорее похож на игрушку

 
   Наружные размеры кузовов большинства моделей электромобилей, как мы уже сказали, - укладываются в габариты классов «А» и «В». Ограничения по длине, ширине и высоте электромобилей, -  задают  дизайн кузовов практически только одним типом: хетчбек.  Пассажировместимость  у таких машинок, - чаще всего 4 человека, хотя встречаются 3-х и 2-х местные экипажи.
Спереди кузов похож на Чери Кимо, но начинка - электрическая
Спереди кузов похож на Чери Кимо, но начинка - электрическая

 
сбоку - впечаление от дизайна портится. Сделать гармоничный дизайн для маленькой машинки - задача не из лёгких
сбоку - впечаление от дизайна портится. Сделать гармоничный дизайн для маленькой машинки - задача не из лёгких

 
   Теперь  об устройстве и технических характеристиках: большинство электромобилей в габаритах  класса А, оснащено электродвигателем мощностью 4-5 квт, позволяющим развивать максимальную скорость не более 60 км/час, - такой себе 4-х колёсный электроскутер с кабиной. В трансмиссии используются коробки передач, хотя этот узел, - при более  мощных  электромоторах,  не применяется. В кабине,  в этом случае расположено подобие селектора автоматической коробки передач, самые простые варианты которой имеют два режима: вперёд и назад. Только одна из увиденных мной моделей была собрана с применением 4 редукторных мотор колёс,  мощностью по 1 киловатту -  каждое.  Снаряжённый вес таких моделей, укомплектованными свинцово-кислотными аккумуляторами ёмкостью 120-160 ампер часов, при рабочем напряжении  72 – 96 вольт  составляет в среднем 850 кг, хотя в наименее мощных моделях используется напряжение 60 вольт и даже 48 вольт.
аккумуляторы электрогольфкаров расположены под сиденьями
аккумуляторы электрогольфкаров расположены под сиденьями

 
   В габаритах класса В в основном применяются двигатели мощностью 7-10 киловатт, которые обеспечивают более высокую скорость – до 100 км/час. Автоматические трансмиссии также чередуются с ручными кпп. Снаряжённый вес таких моделей, учитывая увеличенные размеры и более мощные аккумуляторы ёмкостью 150 – 220 ампер часов,  доходит до тонны.

 
   Использование свинцово-кислотных аккумуляторов в качестве базовых не случайно, - ведь при замене их на литий ионные, аналогичной ёмкости, цена машины может вырасти почти в 2 раза.
 
часть аккумуляторов размещается под капотом
часть аккумуляторов размещается под капотом
под капотом видны аккумуляторы и  зарядное устройство
под капотом видны аккумуляторы и  зарядное устройство

 
   Какие возможности дают владельцам эти компактные городские машинки, за исключением низкой себестоимости поездок, которая в 6-7 раз ниже, чем у моделей с бензиновыми двигателями?
 
   Разумеется, больше всего  интересует расстояние пробега. Практически для всех моделей, предлагаемых  на рынке,  оно заявлено в пределах 120 – 160 км, хотя у некоторых экземпляров  в технических характеристиках  записано даже  200 км. Конечно, по старой  традиции автопроизводителей всех стран, эти показатели даны для идеальных условий и в реальной жизни от них нужно отнять процентов 25 – 30. Но  и   это уже кое-что.
 модель явно рассчитана на эксплуатацию в местах отдыха
модель явно рассчитана на эксплуатацию в местах отдыха

 
    В качестве опций к электромобильчикам можно заказать не только литий-ионные аккумуляторы и более мощные электромоторы , но и практически всё, чем богат современный автопром: подушки безопасности и кондиционеры, люки и спойлера, да хоть позолоту, - были бы деньги. Однако следует учитывать, что многие опции не только утяжеляют машину, но тянут из аккумуляторов энергию, а значит, -  уменьшают расстояние пробега.
 
   Теперь самый интересный вопрос – о цене. На внутреннем китайском рынке старые «бюджетные» модели электромобилей , построенные на базе кузова, скопированного с  Дэу Матиз, укомплектованных  4-х киловатными движками стоят около 7- 8 тысяч  долларов, а более свежие и продвинутые в техническом плане модели - уже  9 – 12 тысяч долларов. На рынке Украины подобные модели, с учётом доставки и растаможки,  могут стоить  на 20 – 30 процентов дороже. Кстати, одна из подобных моделей электромобилей уже продаётся в Украине с прошлого  года. Правда, говорить об ажиотажном спросе на неё, пока не приходится.  Но всему своё время.
 
Allyur, специально для    ТМ «Volta bikes»,
Пекин – Шанхай – Гуанжоу,  2012 г.
Фото автора.