Секретные электромоторы - механический допинг в велоспорте.

07.12.2016

Во время чемпионата мира по велокроссу в Золдере (Бельгия) разразился допинг-скандал. И речь идет не о запрещенных препаратах, до сих пор применяемых некоторыми спортсменами, а о механической помощи – скрытом в велосипеде электроприводе.

На финише велокросса среди женщин до 23 лет, было обнаружено, что в велосипеде бельгийской гонщицы Фемке ван ден Дрише имеется скрытый электродвигатель с аккумуляторной батареей. Велокросс – дисциплина, в которой позволяется менять велосипед в ходе гонки, или вносить некоторые конструктивные изменения. Именно во время такой замены, как предполагают следователи, и была осуществлена подмена обычного велосипеда на дополненный электродвигателем и аккумуляторной батареей.

Подозрения о применении некоторыми профессиональными велогонщиками скрытых электроприводов возникли уже давно, но до сих пор нарушителям удавалось избегать разоблачения. Так, ранее, под пристальное внимание экспертов попал другой гонщик-профи, швейцарец Фабиан Канчеллар. На некоторых видео гонок с его участием заметно, как велосипед швейцарца набирает поразительно мощное ускорение, по сравнению с другими участниками, а также подозрительные движения рук – возможно включение и отключение электродвигателя при помощи скрытой на руле кнопки. Однако, никаких вещественных доказательств так и не было найдено, так как в существование таких технологий тогда мало кто верил и проверки проводились в основном визуально.

Бельгийке повезло меньше. При тщательном осмотре ее велосипеда на финише обнаружилось, что в вертикальной трубе рамы, под подседельным штырем помещен компактный электродвигатель. Гонщица отрицает свою причастность к обману. Она заявила, что велосипед принадлежит ее другу и выглядит точно так же, как ее собственный, и что механик просто перепутал.

Электродвигатель, обнаруженный в велосипеде гонщицы – продукт компании Vivax. Электропривод устроен таким образом, что при включении обеспечивает помощь вращению педалей, передавая крутящий момент на каретку. Аккумуляторные батареи, естественно, - из литиевых аккумуляторов, прячут в самых разнообразных местах: внутри рамы, в корпусе, имитирующем флягу с водой, в подседельном пенале или сумочке. Электродвигатель Vivax выдаёт до 200 Вт мощности, что сопоставимо с европейскими электровелосипедами, развивающими мощность до 250 ватт.

Емкости аккумуляторных батарей, питающих секретные моторчики – тоже невелики, до 6-7 Ач. Для украинских владельцев электровелосипедов, имеющих как минимум 350 ватт на валу, такие характеристики могут показаться совершенно безобидными, но не стоит забывать, что речь идет о профессиональном велоспорте. Генерируемая гонщиком мощность на сложнейших участках трассы – в среднем 400 ватт, а это значит, что 200-ваттный электропривод даст огромнейшее преимущество и может быть использован именно в случае повышенной нагрузки на сложных участках трассы с крутыми подъемами.

Емкость батареи, в таких случаях, может быть и меньше 6 Ач. Главное, чтобы аккумулятор имел высокий уровень токоотдачи и тогда, всего за несколько минут работы, можно выиграть дистанцию, если конечно владелец электровелосипеда, по своим физическим возможностям, не явный аутсайдер. Вес такого комплекта оборудования с 200-ваттным электродвигателем и 6-амперной батареей – примерно 1,8 кг.

Обнаружение механического допинга в велосипеде бельгийки вызвало небывалое возмущение в профессиональной среде. Похоже на то, что подобные запрещенные средства использовались и ранее, другими более удачливыми гонщиками-обманщиками. Теперь, осмотр велосипедов, участвующих в соревнованиях высокого уровня, будет проводиться с предельной тщательностью. Кроме рамок-сканеров, которые уже несколько лет применяются для поиска скрытых электродвигателей и аккумуляторов, будет использоваться инфракрасная камера (наличие электродвигателя выдаст повышенная температура в месте его сцепления с кареткой) и приборы, улавливающие радиопомехи, издаваемые электродвигателями. Именно такой прибор и «засек» наличие электродвигателя в велосипеде бельгийки. За использование скрытого электродвигателя, ей грозит дисквалификация, как минимум - на пол года, а также штраф в размере от 20 000 до 200 000 швейцарских франков.

Ну, а компании вроде «Vivax», без сомнения, будут разрабатывать еще более совершенные, более лёгкие, мощные и лучше экранированные схемы установки электродвигателей на гоночные велосипеды, в попытке обойти правила и дать преимущество перед другими гонщиками, потому что это их источник дохода. С точки зрения морали – это безусловно плохо, даже подло. С точки зрения техники – очень интересное изобретение, хотя и малополезное для обычных владельцев электровелосипедов.

Комментарий Volta bikes: не можем не вспомнить реакцию некоторых велосипедистов, с которыми мы регулярно общаемся на велопробегах, - на предложение установить электропривод, типа «мы пока ещё в состоянии крутить педали». Представьте себе, мы тоже в состоянии это делать, так же как и большинство обычных людей. В то время, когда священники пользуются интернетом, а Элон Маск собирается возить туристов в космос, глупо отказываться от возможностей технического прогресса в такой сфере, как транспорт. Никто ведь не заставляет ездить на электровелосипеде непременно с помощью мотор колеса.

Классический электровелосипед (если конечно, уместно использовать такое словосочетание ввиду новизны этого транспорта) именно так и задумывался: крутите педали столько времени и с таким усилием, как вам хочется и можется. Это относится к моделям с редукторными мотор колёсами, - не намного утяжеляющими электровелосипед, и не затрудняющими вращение педалей. - А как же прямоприводные мотор колёса, особенно большой мощности? – Это уже другой подвид электровелосипедов, который по нашему мнению ближе к скутеру, чем к велосипеду, но всё-таки велосипед, так как имеет педали.

На фото вверху, – электровелосипед Volta Rapid – одна из двух моделей, имеющих миниатюрное мотор колесо и литий ионную аккумуляторную батарею, встроенную в наклонную трубу рамы (вторая модель – Volta Star). Эти электровелосипеды предлагалась к продаже нашей компанией в 2013 – 2014 годах.