Электровеломобиль с солнечными панелями Вольта Гелиос. Часть 4

03.03.2015

Окончание. Начало статьи, пожалуйста, читайте здесь.

Впервые, электровеломобиль с солнечными панелями «Вольта Гелиос», появился «на людях» - 26 июля 2014 года. В этот день в Одессе проходил очередной велопробег «Критическая масса» (статью об этом мероприятии, пожалуйста, читайте здесь).

«Гелиос»  постоял на Думской площади, - в качестве экспоната перед началом велопробега, с вывешенным в воздухе мотор колесом, вращающемся от электроэнергии, вырабатываемой солнечной батареей. К электровеломобилю, работающему от солнечной энергии, на экскурсию, подходили и подъезжали - практически все участники велопробега,  и большинство людей, прогуливающихся на Приморском бульваре.  Всем нравилась идея ездить бесплатно и на любые расстояния, используя энергию Солнца. Некоторые люди спрашивали, сколько стоит подобное чудо техники.

Секрета из этого мы не делали и сообщали, что прототип обошёлся в сумму примерно 1500 долларов, что  в общем-то,  недорого для любой новой разработки,  к тому же сделанной в единственном экземпляре.

На велопробег,  в тот раз,  Вольта Гелиос не поехал, потому что был только изготовлен и не успел пройти ходовых испытаний. Но до конца лета мы их провели, катаясь на закрытых территориях и участках  дорог, где транспорт практически отсутствует. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот что выяснилось в процессе испытаний: солнечные панели, как и было задумано,  в солнечный день вырабатывали ток с напряжением до 48-49 вольт. В схеме солнечной электростанции мы обошлись без контроллера, - просто изготовили солнечные батареи с номинальным напряжением и током, вполне подходящим для зарядки литиевой аккумуляторной батареи напрямую.

Как известно,  для зарядки литиевых аккумуляторных батарей с номинальным напряжением 36v, оптимальным является ток 42v. Небольшие отклонения,  до 48-49 v – не оказывают заметного влияния на ухудшение параметров батареи. Хотя, конечно, лучше стабилизировать напряжение до требуемого уровня. Сила тока 5 – 6 ампер, вырабатываемого солнечными панелями на крыше веломобиля, также находится в пределах допустимого для зарядки литий ионной аккумуляторной батареи с номинальным напряжением 36v и ёмкостью 16Ah.

Таким образом, всего лишь   подобрав размеры и напряжение солнечных панелей, мы обеспечили правильную зарядку литиевой батареи без контроллера и штатного зарядного устройства. 

 

                  цифровой мультиметр для контроля напряжения                                 органы управления электровеломобилем

 

Для того, чтобы контролировать все параметры работы  нашего электровеломобиля, на нём установлены три прибора:

- цифровой мультиметр,  показывающий напряжение электрического тока на выходе с солнечных панелей;

- ваттметр Volta WM-010, - показывающий напряжение литиевой батареи, а также расход энергии в ваттах и рабочий ток в амперах во время движения;

- велокомпьютер Volta VK-50, показывающий скорость движения, пройденное расстояние, время в пути и многое другое.

Для повышения безопасности,  электровеломобиль оборудован зеркалом заднего вида, звуковым сигналом  и мощными светодиодными проблесковыми огнями: красного и синего цвета – сзади; белого – впереди.

Самые интересные испытания были, когда от контроллера отключали аккумуляторную батарею и  подавали питание напрямую, -  от солнечных панелей. Мотор колесо начинало вращаться и  разгоняло электровеломобиль  до скорости примерно в 10 – 12 км/час.  Развить большую скорость на солнечной тяге – не даёт небольшая площадь солнечной панели, Вырабатываемый ей ток -  не превышает 6А, а это всего лишь около 200 ватт мощности.

Учитывая достаточно большой вес  (около 60 кг.) и габариты электровеломобиля, 200 ватт для движения ему маловато. А вот при работе от аккумуляторной батареи, мотор колесо мощностью 350 ватт, разгоняло «Гелиос» до 25-28 км/час. Помогая педалями, скорость можно увеличить примерно до 32-34 км/час, но только на хорошей дороге.  На плохой дороге – наша конструкция без амортизаторов и с достаточно высокой и массивной крышей, начинает раскачиваться и крениться. 

Общие выводы такие:

- наш прототип электромобиля с солнечными панелями лучше всего эксплуатировать на асфальтированных дорогах;

- крейсерская скорость составляет примерно 25 км/час;

- за световой день,  на электровеломобиле с солнечными панелями, с приводом отмотор колеса  и небольшой помощью  педалями (на подъёмах), можно реально проехать до 200 – 250 км.

Возможно, будущим летом,  мы соберёмся и прокатимся на своём электровеломобиле из Одессы в Киев, сэкономив при этом 300 грн. – стоимость билета на фирменный поезд «Черноморец», или 600 – 800 грн. на топливо для автомобиля. Если пробег в одну сторону пройдёт без особых затруднений, тогда можно,  таким же образом вернуться из Киева в Одессу.  Экономия составит уже от 600 грн. (поезд) - до 1600 грн. (авто). 

 

Потом количество мест на электромобиле увеличим до 30 – 40, сзади добавим прицеп с солнечными панелями и откроем рейсовый маршрут на дармовой энергии,  по 100 грн. в один конец. А то!

Конечно,  наш проект пока не предполагает коммерческого использования. Он приглашает оглядеться по сторонам. А то мы зациклились на ценах на бензин, дизтопливо и газ. А ведь есть другие источники энергии, к тому же чистые и совершенно бесплатные. Для того,чтобы успешно конкурировать в современном мире, Украине нужно осваивать новые технологии, в первую очередь – в энергетике. Понимают ли это в профильном министерстве и комитетах Верховной Рады?  Сомневаюсь в этом, - судя по планам правительства  модернизации старых ТЭС, вместо их закрытия и внедрения новых технологий.

Технологии развиваются. Лучшие образцы серийных солнечных панелей уже сейчас имеют КПД 22.5%. Дальше – обязательно будет ещё больше. Есть информация, что экспериментальные разработки солнечных батарей, имеют КПД до 40%! И если сейчас,  для наземного транспорта,  основным сдерживающим фактором широкого применения солнечных панелей,  является маленькая удельная мощность на единицу площади, то в качестве подзарядки - как электромобилей, так и гибридов – с ДВС и электродвигателями, солнечные панели могут успешно применяться уже сегодня.

Пока не знаем, будем ли мы заниматься в ближайшее время созданием новой модели солнцемобиля,  более пригодного для практического использования, - с лучшими характеристиками, и лишённого многих недостатков «Гелиоса». При нынешней ситуации в стране, возможно,  придётся сосредоточиться на проектах с быстрой окупаемостью. Но верим, что ездить со скоростью и комфортом автомобиля, с помощью энергии Солнца мы (в смысле – человечество), будем уже очень скоро. Ведь каких-то 15-20 лет,  даже для одного поколения, -  срок не очень большой.

 

 

 

Allyur, ТМ Volta bikes

Фото автора